Импортозамещение в пищевой промышленности

 

 

Пищевая промышленность Санкт-Петербурга в плане перехода на импортозамещение, безусловно, является одной из самых индикативных. О том, как изменяется политика профильных предприятий в условиях меняющейся экономики, рассказали промышленники, участники рынка и отраслевые эксперты в рамках XI тематической недели ЦИЗиЛ (с 16.11.2015 по 20.11.2015).

Отрасль является значимой для экономики Санкт-Петербурга, поскольку занимает 25,4% валового регионального продукта обрабатывающего комплекса.

За период после ввода санкций на импортные продукты питания и начала стимулирования российских пищевых промышленников произошли изменения в объемах производства, ассортименте в розничных торговых сетях, поведении потребителя и производителя.

Согласно отчетам Комитета по промышленности и инновациям, в Санкт-Петербурге наблюдается спад объёмов пищевого производства на фоне уменьшения закупок импортного продовольствия и сырья для производства. 70% предприятий доложили о снижении или прекращении закупок импортного оборудования:

  • Импорт продовольственного сырья и продукции за 2015 год составил 48,2% от 2014 года на фоне общего падения внешнеторгового оборота Санкт-Петербурга, который за год снизился на 37,7%.
  • Произошло снижение объёмов производства в сфере пищевой промышленности на 1,9%, что обусловлено сокращением объемов выпуска мясных полуфабрикатов (-33,3%), рыбной продукции (-28,9%), колбасных изделий (-15,5%), продуктов из муки, крупы, крахмала (-40,8%), алкогольной продукции, исключая пиво (-9,7%), безалкогольных напитков (-7,2%), минеральной воды (-20,9%).
  • Выросло производство молочной продукции (+2,4%), муки из зерновых культур, овощных и других растительных культур (+3,1%), хлебобулочных (+15,8%) и кондитерских изделий (+18,5%).
  • Стоимостные объёмы импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в 2015 году относительно 2014 года сократились на 913,3 млн долларов (54,8%), обеспечившим 32,8% всего объёма снижения импорта.
  • Объём продаж пищевых предприятий Санкт-Петербурга, согласно официальным данным, увеличился по итогам 2015 года примерно на 17%.

За 2015 год доля отечественных товаров в магазинах выросла на 6–18% в зависимости от торговой сети. «Закупки молочной продукции, мясной гастрономии, бакалеи мы расширили за счет российских поставщиков (в том числе в регионах) и Белоруссии, - рассказала заместитель директора Северо-Западного филиала Х5 Retail Group Ольга Волкова. – Овощи и фрукты закупаются в Марокко, Израиле, Сербии, Турции, Азербайджане. Рыба – в Мурманске, на Дальнем Востоке, в Чили, на Фарерских островах, в Турции. По птице проблем и не было – в основном это отечественные поставки.

Существует крайне незначительная группа санкционных товаров, которую заменить не удается: например, французские и итальянские сыры премиальных марок. Но эти сыры занимают очень небольшую долю в продажах. Наша компания традиционно нацелена на поддержку российского товаропроизводителя. Сегодня в сети «Пятерочка», на которую приходится доминирующая доля товарооборота Х5, отечественные производители обеспечивают основной объем товаров во всех основных категориях. Среди товаров первой необходимости эта доля близка к 100%. Эффект импортозамещения хорошо прослеживается в категориях творога (его доля в ассортименте выросла на 5%), сливочного масла (рост 10%), твердых сыров (+21%)».

Однако птицеводство все же имеет зависимость от импортируемой продукции. По словам Ларисы Воробьевой, заместителя исполнительного директора Северо-Западной Мясной Ассоциации, практически на всех птицефабриках стоит новое импортное оборудование, за сервис которого надо платить в валюте. Импортируются также ветеринарные добавки и компоненты.

В кондитерской отрасли, как рассказала директор по технологии и качеству фабрики «Любимый край» Татьяна Пархоменко, 90% сырья – российское производство. Остальные 10% – это импортные ароматизаторы. Основная часть производственного оборудования тоже импортное, которое поставляется из ФРГ, Италии, Дании и Нидерландов.

При этом в производстве упаковочного оборудования по всем отраслям машиностроительная компания ТАУРАС-ФЕНИКС составляет конкуренцию импорту, занимая 37% рынка производства данного оборудования. Для таких отраслей как мясная, рыбная, готовая продукция, замороженные продукты, молочная, хлебобулочные изделия предприятие производит упаковочные машины; для напитков, соусов производятся машины для розлива. Для кондитерской отрасли, помимо упаковочного оборудования, ТАУРАС-ФЕНИКС делает оборудования для производства. В компании не смогли назвать какая доля их оборудования и отечественного в целом присутствует на пищевых предприятиях Петербурга. При этом известно, что предприятие поставляло оборудование таких компаниям как кондитерская фабрика «Вереск», а также ленобластным ГК «Лосево», «Диво-Хлеб», «Молочная культура» и другим.

Существуют предприятия, выпускающие отечественное оборудование, которое по факту состоит из импортных комплектующих. ООО «П.Т. Групп» специализируется на конвейерном оборудовании, которое собирается из иностранных деталей. Например, в производственной машине могут быть: привод мотор-редуктор «Sew Eurodrive» (Германия), частотный преобразователь фирмы «Shneider Electric» (Франция), подшипниковый узел – «AVE» (Испания), модульная лента «Habasit» (Швейцария).

При этом предприятие ООО «П.Т. Групп» успешно поставляет отечественное конвейерное оборудование для таких крупных петербургских пищевых предприятий как Coca-cola, Pepsi, Kraft Foods, «Невские сыры», «Петрохолод», «Балтийское молоко», «Браво Интернешнл», «Полюстрово» и другим. Предприятие выпускает оборудование для всех отраслей пищевого производства для петербургских компаний, других регионов и стран.

По мнению директора агентства INFOLine Ивана Федякова, рост объёмов производства кондитерских изделий происходит за счёт попыток производителей Санкт-Петербурга увеличить свою долю в розничных сетях за место подорожавшей импортной продукции. Кроме того, с технологической точки зрения в данной отрасли заместить импорт быстрее, чем в других.

Импортозамещение кондитерской продукции происходит за счёт более дешёвых видов изделий, например, карамели или печенья, поскольку потребление шоколада и пирожных падает.

В хлебобулочной промышленности 99,9% сырья – отечественного происхождения, кроме специальных смесей для производств сложно рецептурных сортов хлеба. Социальные сорта хлеба производятся из российского сырья. «Но все оборудование и даже упаковочная пленка остается импортным, поскольку нет отечественных конкурентоспособных аналогов», – говорит Александр Зорин, президент ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга».

В алкогольном секторе, а именно в производстве винной продукции, происходит полная зависимость от импортного сырья. По словам Вирхилио Сильвейры, генерального директора ЗАО «Бодегас Вальдепабло-Нева», краснодарские виноградники не в состоянии сейчас обеспечить рынок России: «Понадобится 20 лет, а возможно и более, чтобы отсутствие импортных виноматериалов было для страны безболезненным. Климат России не очень подходит для виноградарства, дальше Ростовской области разведение виноградников невозможно. Но для того чтобы виноградные кусты выросли, нужно 15–20 лет, причем это всегда большие риски: должны быть первосортные саженцы, хорошая погода».

Винзавод «Бодегас Вальдепабло-Нева» производит вино под марками «Дом Яго» и «Дольче аморе», вермуты «Сальваторе», сангрии и мускаты, при этом на 100% зависит от импортных вино-материалов. При этом 90% из этого винного сырья импортируются из ЮАР, Аргентины, Испании. Но сухие вина в России выбирают только 15% всех потребителей этого напитка, поэтому, по мнению производителей, вкладываться в эту технологию нерентабельно

Особая ситуация возникла с западными брендами, которые попали под санкции. Иностранные компании предоставляют свой бренд, но не технологии. По сообщению компании Valio, это требует наличия высокотехнологичного оборудования, специальной технологии и серьезных инвестиций.

На сегодняшний день положение дел в пищевой отрасли таково:

Российские производители оказались слишком зависимыми от импортного сырья, технологий и комплектующих, чтобы мгновенно задействовать недозагруженные мощности. Привыкшие к зарубежным стандартам потребители не хотят выбирать отечественные аналоги с пониженными характеристиками и покупать их в том же объеме, в каком покупали импортные.

  • Развитие импортозамещающих производств будет зависеть от доступности кредитов, уровня инфляции и курса валют. Для развития промышленности необходимы импортные технологии, поскольку их стоимость возрастает, если рубль продолжит дешеветь по отношению к мировым валютам.
  • Согласно опросу Х5 Retail около 80% опрошенных компаний сообщили, что планируют расширять мощности, устанавливать новые линии и оборудование. Вследствие чего доля отечественных производителей будет расти.
  • По словам аналитиков, одна из последних тенденций в пищевой промышленности – это рост числа предприятий в Петербурге, которые специализируются на фасовке пищевых продуктов. Компании покупают сырье и занимаются его правильной упаковкой под формат торговых сетей.
  • В ближайшее время не будет происходить импортозамещение оборудования, т.к. большинство предприятий приобрело новое импортное оборудование еще до ослабления курса рубля. Поэтому потребность в новом оборудовании в ближайшие несколько лет возникнет только у новых предприятий.
  • Ряд производителей продолжает не доверять российскому оборудованию, считая, что импорт надежнее.
  • Часть производителей российского оборудования для пищевых предприятий позиционируют свою продукцию как российскую, при этом многие компоненты и детали для этого оборудования иностранного происхождения.

Стратегический партнер

Генеральный партнер

Партнер

Партнер