Импортозамещение в строительстве и производстве строительных материалов

 

 

Сфера строительства и производства строительных материалов в Санкт-Петербурге по итогам прошлого года показала изменение в структуре спроса в пользу отечественного сырья и материалов. Развитие строительной отрасли рассматривалось в рамках VII тематической недели (с 19.10.2015 по 23.10.2015)

Так, в общестроительных работах доля импорта в 2015 году снизилась до 6–8%, хотя в 2014 году этот показатель был около 15–20%. 

По данным Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) импорт цемента, кирпича и черепицы в первом квартале 2015 года сократился до 2–3% от общей потребности. В 2014 году этот показатель составлял 10–12%. 

К примеру, совокупный импорт цемента уменьшился более чем на 80% по сравнению с 2014 годом, черепицы – на 60%, а кирпича на 80%. 
При этом, собственное отечественное производство кирпича выросло за 2014 год на 20%, а цемента – сократилось на 1%. На рынке нерудных материалов доля импорта составляет 5%. 

Однако доля импортного оборудования в производстве стройматериалов достигает 90%.

Для реализации проектов Комитета по строительству Санкт-Петербурга в 2015 году ведомство закупило 5,24% импортного оборудования от общего числа на сумму 496 803,3 рубля. В остальном была использована отечественная продукция.

Проблемой остается инженерное обеспечение. В сегменте новостроек класса «эконом» и «комфорт» составляющая иностранной инженерии находится в среднем на уровне 10–15%. В целом, строительная техника и инструменты –импортные на 30%.

«Наиболее сложная ситуация складывается с инженерным оборудованием, применяемым при строительстве объектов жилой и коммерческой недвижимости, машин и агрегатов, премиальных отделочных материалов, а также оборудования и линий по производству самих стройматериалов, – отметил Евгений Ортин, маркетолог-аналитик НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга». 

По его словам, доля импортного оборудования в производстве стройматериалов достигает 90%. В то же время, в зависимости от размеров компании, доля импортной составляющей достаточно сильно варьируется. Так, импортозависимость в области стройматериалов имеет наиболее низкий уровень у крупных предприятий, специализирующихся на капитальном и дорожном строительстве.

Для сравнения: в дорожном строительстве доля импортного оборудования и автотранспорта превышает 70%, при прокладке внутренних инженерных сетей и электромонтаже доля импорта – не менее 44%.

Комитет по строительству Санкт-Петербурга обозначил оборудование, которому необходимо найти отечественные аналоги. Речь идёт об источниках бесперебойного питания от 100кВА, насосах, фильтрах для бассейна, системах кондиционирования воздуха, системах отопления (балансировочные клапаны с ручной и автоматической настройкой).

СПб ГУПРЭП «Строитель» сообщило о снижение объёма закупок импортной продукции с 24% 2014 года до 4% в 2015 году.  

Диаграмма: Снижение объёма закупок импортной продукции СПб ГУП ремонтно-эксплуатационное предприятие «Строитель» 

Структура закупок данного предприятия в 2015 году такова: материалы для отделочных работ (31%), хозяйственные товары (9%), сантехнические материалы (34%), оргтехника (2%), электрика, арматура и прочее (24%). В импорт вошли оргтехника (Республика Корея, Китай), хозяйственные перчатки (Китай) и муфты комбинированные (Турция).

Источник: Информационно-аналитическая служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга

«Отрасль готова к импортозамещению. Если говорить о бюджетном строительстве, то импортозамещение материалов там составляет 95%. Что касается элитного жилья и бизнес-класса, то все хотят испанскую плитку, финский ламинат и немецкую сантехнику – это бренды, отделочные материалы импортного производства из этой ниши не уйдут», – рассказала Ирина Белинская, генеральный директор «Петербургский строительный центр», заместитель председателя Комитета по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО.

«Думаю процесс замещения не быстрый, не стоит сильно давить в этом направлении, все шаги должны быть взвешенные и продуманы», – отметил Виктор Гордиенко, начальник отдела мониторинга и стандартизации Комитат по строительству Санкт-Петербурга.

«У импортных строительных и отделочных материалов на нашем рынке действительно есть отечественные аналоги, причем зачастую не один. Что касается инженерии, то тут выбор заметно меньше, хотя мы продолжаем искать. Хуже всего дело обстоит с оборудованием: тут найти замену таким авторитетным производителям, как Bosch или Hilti, практически невозможно. Во всяком случае, пока», – говорит Надежда Семенович, финансовый директор компании «КВС». 

«В отделочных материалах и инженерных сетях – самая большая импортная составляющая, – подтверждает Михаил Возиянов, генеральный директор «ЮИТ Санкт-Петербург». – Но даже то, что сделано у нас, очень часто имеет зарубежные компоненты – различные добавки, краски, комплектующие. Соответственно, всё это также чувствительно к курсам валют».

По словам Игоря Креславского, председателя правления ГК «Росстройинвест», если поставить такую цель, то вполне можно в жилом строительстве довести долю отечественных материалов и до 100%. «Мы постепенно к этому идем: бетонный завод у нас свой, металлоконструкции тоже. Можно закупать в России и отделочные материалы, если поискать, то и с качеством проблем больших не будет», – считает топ-менеджер.

«Понятно, что рынок строительной индустрии – стихийный. Контроль качества материала осуществляет только само предприятие. И, даже если город будет рекомендовать те или иные материалы, это не значит, что подрядчик, разве что бюджетный, будет их использовать, – сказала Ирина Белинская, – важно, что эти компании задумываются о замене импорта на отечественные аналоги и думают не только о себестоимости, но и о качестве».

По словам Петра Кузнецова, директора инженерной компании «Конфидент», на данный момент импортозамещение может снизить себестоимость строительства не более чем на 3-4%. Он отметил, что тема импортозамещения не востребована среди застройщиков Санкт-Петербурга из-за невысокого уровня экономии. Те, кто включился в программу, смогли снизить затраты на 20-30 млн рублей.

«В части проектов мы пересматриваем материалы, оборудование, но без потерь по качеству. Импортозамещение проводится за счёт отечественных и азиатских материалов. При этом многие поставщики сохраняют цены, несмотря на то, что это им невыгодно, чтобы остаться на рынке. Однако многое не поменять – заместить можно примерно 25%», – считает Игорь Креславский.

Лев Каплан, директор «Союзпетростроя» отметил, что импорт в строительной сфере составляет около 24%, и это, в основном, высококачественные отделочные материалы, бульдозеры, экскаваторы и башенные краны.

«Вопрос стоит так: копировать западные образцы или развивать свое производство? Я считаю, что нужно делать и то, и другое. Если есть возможность скопировать лучшие образцы, как это делает Япония и Китай – это тоже выход. Но не стоит понимать под словом «импортозамещение» возобновление старого производства двадцатилетней давности. Мы, таким образом, консервируем отсталость. Нужно создавать новые предприятия и применять там инновационные технологии», – считает Лев Каплан. Он также подчеркнул, что инноваций в России много, однако строители применяют их неохотно – это удорожает себестоимость квадратного метра и снижает прибыль. Исправить ситуацию поможет системная работа, для этого необходимо провести экспертизу инноваций и включить их в нормативную базу. После этого строители должны будут их применять, а иначе строительные объекты не примут в эксплуатацию.

После кризиса 2008 года в промышленности строительных материалов, конструкций и деталей произошли серьёзные изменения. Многие предприятия строительной индустрии оснастились импортным и отечественным оборудованием, технологическими линиями, станками с программным управлением. Ряд западных компаний локализовали своё производство в России. 

Проблемы дальнейшего переоснащения предприятий связаны, в основном, с недостатком финансовых средств и резким сокращением производства нашей промышленностью станочного и иного оборудования. Кроме того, государство практически не стимулирует замену устаревшего оборудования, считают участники строительной отрасли. Необходимо освобождение от налогов той части прибыли, которая идёт на техническое перевооружение, модернизацию производства.

Особенно необходима покупка автоматизированных установок по производству сухих смесей, добычи щебня, песка в карьерах. Имеющееся оборудование износилось, а такие установки отечественная промышленность ещё не производит. Наиболее сложная проблема для строителей - развитие машиностроения по производству станочного оборудования и, главное, строительных машин и механизмов. 

Импортозамещение не может возникнуть на пустом месте, поэтому нынешние настоящие успехи импортозамещения это, как правило, не результаты быстрых, сиюминутных проектов, выросших из ниоткуда, а достижения, которые были и есть, просто о них в «неимпортнозаместительные» времена знал лишь узкий круг профессионалов. Теперь же появилась реальная возможность показать эти материалы широкой публике, говорит Сергей Кукушкин, технический директор проекта NOWELLE.

В производстве строительных материалов все оборудование остается импортным. При этом, по словам исполнительного директора Национальной ассоциации производителей автоклавного газобетона Глеба Гринфилда, российские стройматериалы, сделанные на импортном оборудовании, по качеству превосходят иностранные. Это происходит за счёт более новых и современных машин на производстве, лучшая их эксплуатация, отсутствие экономии на сырье. В основном оборудование закупается в Германии и Китае. 

Отечественная продукция используется только как отдельные небольшие комплектующие, но все равно производители отдают предпочтение импорту, поскольку, несмотря на удорожание иностранной продукции, она качественнее. «Был построен завод по производству оборудования для автоклавного газобетона в Подмосковье в 2004 году, но там делают дорогие и некачественные машины, – прокомментировал Глеб Гринфилд. – Раньше в 1980-х годах существовали подобные заводы в Набережных Челнах и Волгограде, которые производили копии немецкого оборудования, но эти предприятия закрылись».

«На наших предприятиях используется оборудование для производства стройматериалов (и на кирпичных заводах, на газобетонном производстве, при производстве ЖБИ и КПД и т.д.), а также механизмы, применяемые на производстве и на стройплощадке – погрузчики, экскаваторы, краны т.д. Большая часть этого оборудования – импортная. Также сюда можно добавить какие-то добавки, пигменты, используемые при производстве, запчасти», – сообщил Алексей Онищенко, руководитель департамента маркетинга «Группы ЛСР».

По его словам, перед «Группой ЛСР» не стоит проблема замены оборудования. Остается вопрос запчастей, но и он постепенно решается (появляются на рынке российские аналоги оригинальных запасных и расходных частей, не уступающие европейским). 

Полноценной замены оборудования для производства материалов нет, ведь большая часть передового опыта в этой области относится к европейскому. Ситуацию можно изменить, но для этого необходимо время, инвестиции, опыт, сами технологические решения. 

Что касается машин, то тут есть альтернатива, считают строители. Нужно лишь учитывать, что важно соотношение цена/качество/функциональность.

В сырье тоже часть добавок (в цемент, в кирпич, в железобетон) импортируются, но им есть российские аналоги и альтернативы. Львиная доля сырья – отечественного производства.

Исходя из данных, представленных отраслевыми экспертами, импортозамещение строительных материалов, машин, оборудования и комплектующих в России происходит не равномерно. 

Единственная чётко сформулированная потребность, которая на данный момент возникает у производителей – это замена деталей. Важно то, что на предприятиях строительного комплекса постепенно происходит замена импортных комплектующих на отечественные детали.

Производственные предприятия на данный момент не нуждаются в новом оборудовании, поскольку они оснащены полностью, в ближайшее время не планируется расширения производства по причине снижения активности строительных компаний и это также влияет на планы закупочных кампаний. 

Вместе с тем, в ближайшее время не будет происходить импортозамещение оборудования, поскольку большинство предприятий приобрело новое импортное оборудование ещё до ослабления курса рубля. Поэтому потребность в новом оборудовании в ближайшие несколько лет возникнет только у новых предприятий. 

Ещё одним фактором, тормозящим импортозамещение в строительной отрасли, является отсутствие производства специализированного оборудования и техники, которая соответствовала бы потребностям строительных компаний, а также производителей строительных материалов.

Тем не менее, процесс перехода на продукцию и услуги отечественных поставщиков в строительной сфере определённо наметился и это, безусловно, является положительным моментом. По сравнению с 2014 годом динамика закупок в русле импортозамещения заметно возросла и в 2016 году следует ожидать заметных сдвигов. Помочь этим переменам реализоваться на практике должна системная государственная поддержка и реальный инновационный путь развития промышленности строительных материалов.

Стратегический партнер

Генеральный партнер

Партнер

Партнер