Импортозамещение на рынке сувенирной и представительской продукции

 

 

В производстве сувенирной и представительской продукции игроки рынка делают ставку на импортозамещение. Аспекты развития данной отрасли рассматривались в рамках II тематической недели (с 16.09.2015 по 19.09.2015)

По данным ежегодного исследования, проведенного специалистами Ассоциации коммуникационных агентств России, оборот на рынке сувенирной и представительской продукции в России за 2014 год составил около 18,5 млрд рублей. Вместе с тем, Международная ассоциация презентационной продукции (Санкт-Петербург, Сердобольская, 65А, тел. (812) 318 18 92, президент Лео Костылев) оценивает оборот представительской продукции в России несколько иначе: на сумму не менее 25 млрд рублей. 

По оценке президента МАПП, доля Санкт-Петербурга в общем объёме составляет 1-1,5 млрд рублей в ценах закупки конечных заказчиков этой продукции. 

Диаграмма: Доля Санкт-Петербурга в общем объёме рынка сувенирной и представительской продукции

Источник: Информационно-аналитическая служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга

Значительную часть от названной суммы составляет оборот действующей в Санкт-Петербурге компании – «Проект 111» (190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 10-12, директор Мошникова Евгения Алексеевна). Данное ООО, являющееся одним из крупнейших отраслевых предприятий страны, торгует через посредническую сеть по всей территории России. 

Наиболее популярными позициями представительской продукции являются письменные принадлежности (13%) и предметы делового текстиля (17%) – футболки, рубашки, свитера. К этой же группе можно причислить получившие широкое распространение в России бейсболки. Далее следуют кружки и другие посудные изделия, которые могут использоваться как в качестве подарков, так в качестве офисных принадлежностей. К вышеперечисленной товарной номенклатуре добавить полиграфическую продукцию, на долю которой приходится около 16% рынка (календари, ежедневники), то в совокупности данные категории товаров сформируют половину ассортимента рынка сувенирной продукции. 

Следующие товарные группы не превышают 3-4% от общих продаж, но являются популярными подарочными изделиями: зонты, сумки, канцелярские товары и наградная продукция. Все выше описанные изделия теоретически могут быть организованы в отдельные группы, но поскольку представительская продукция является подарочной, то к ней могут быть причислены практически любые изделия, так что остаток рынка представляет собой широкий спектр потребительской продукции.

Уточняя информацию о ситуации на рынке письменных принадлежностей, следует подчеркнуть, что в течение последних лет Россия ввозит ежегодно около 2 млрд ручек различного предназначения. Лишь 10% от этого количества попадают на рынок представительских изделий, остальные реализуются как канцелярские товары. Таким образом, объём продаж пишущих принадлежностей на представительском рынке может быть оценен в 2 миллиарда рублей. 

В России данная продукция практически не производится. При этом в Петербурге функционирует предприятие «Союз», которое занимается производством пластмассовых ручек с советских времён, и небольшая частная фабрика в Москве. Металлические ручки в России производит также лишь одна компания, которая продаёт свои изделия под маркой «Салiасъ» и действует в Петербурге. Общий объём выпускаемой этими предприятиями продукции не превышает 5–10% от продающихся на рынке. 

В качестве позитивного момента нужно отметить, что практически все пишущие принадлежности российского производства выпускаются в Петербурге. 

Особых изменений данный сегмент рынка в последние годы не получил, новых предприятий организовано не было. Отчасти это связано с тем, что основной деталью любой ручки является пишущий узел, качественное производство которых требует больших капиталовложений, в то время как отдача от инвестиций занимает длительное время. 

Поэтому, даже имеющиеся в стране производители данных изделий используют пишущие узлы иностранного производства (китайские для дешёвых ручек, европейские – для дорогих). Стоимость кредитов и курс рубля, безусловно, влияют на принятие решений об открытии новых или даже о расширении уже имеющихся предприятий.  

Основными странами-поставщиками пишущих принадлежностей являются Китай, Испания, Индия, Германия, Италия, причём подавляющая доля импорта приходится на Китай. 

Ручки по-прежнему являются изделием каждодневного использования практически всех людей. Если говорить о тенденциях, то в отношении этих изделий происходит постоянное перетекание продаж из канцелярского рынка на рынок представительской продукции. Ручки всё чаще получают в подарок, поэтому потребность в их приобретении теряет актуальность.  

Текстильные изделия представительского класса также практически не производятся в России, несмотря на наличие большого количества текстильных предприятий. Футболки, бейсболки, рубашки, свитера приходят в Россию из Китая, Индии, Бангладеш, Вьетнама, Лаоса, Марокко, Гондураса и, конечно же, из Узбекистана. Часть текстильных изделий, произведённых в Латинской Америке и Северной Африке, а также в Азии поступают через европейских держателей брендов. 

Объёмы продаж текстильных изделий представительского назначения в России сравнимы с предыдущей позицией и составляют 2–3 млрд рублей в год. 

Высокие ввозные пошлины не стали стимулом для российских производителей развивать текстильные производства внутри страны. Тем временем, имеющееся оборудование стареет и простаивает и сегодня для выпуска конкурентоспособных текстильных изделий предпринимателю потребуются значительные вложения в оборудование для производства хлопковой нити из сырья, вязки ткани из нити, окраски и обработки ткани до раскроя и самого раскроя ткани. Более того, сам процесс пошива текстильных изделий не изменился с момента изобретения швейной машинки, а значит, для расширения имеющегося или запуска нового производства потребуется большое число рабочей силы и сравнительно большие производственные площади. При российском уровне зарплат открытие подобных производств выглядит маловероятным сценарием. 

В Европе уже не осталось собственных текстильных производств. В России их открытие не представляется возможным, поэтому основной тенденцией рынка останется импорт с надеждой на то, что российские оптовики этой продукции со временем смогут открыть собственные предприятия в зонах традиционного производства этих изделий, что в единичных случаях уже происходит. 

На этом фоне весьма позитивным фактором рынка выступает успешная работа полиграфического сектора. Продукция российских типографий практически вытеснила с рынка иностранных конкурентов. 

Между тем около 40% в себестоимости типографских изделий составляют комплектующие, приобретаемые за рубежом. Курсовые колебания влияют на стоимость бумаги, красок, расходных материалов. 

Следует учитывать, что производство бумаги является сколь затратным, столь и прибыльным видом деятельности. К примеру, стоимость одного современного комплекса по производству одного вида бумаги может доходить до 2 млрд евро. 

В направлении бумажного производства импортозамещение представляется не только полезным, но и выполнимым начинанием. Химическая промышленность в России традиционно сильна, поэтому перепрофилирование каких-то предприятий на выпуск типографской краски могло бы решить проблему зависимости типографий от импортных аналогов, а также создать новые рабочие места. 

Кроме того, на рынке сувенирной и представительской продукции необходимо развитие мелких производств, не требующих больших капиталовложений. 

В условиях высоких ставок кредитного финансирования и инфляции, наиболее реальным видится открытие микро- и малых предприятий (речь идёт буквально о кустарных мастерских) с высокой долей творческой составляющей. Такие микропредприятия могут производить изделия из кожи, поделки из дерева, камня, декоративные свечи, изделия народных промыслов.

России не подходят производства дешёвых изделий с низкой долей технологических решений и высокой долей ручного труда. Всё остальное выпускать можно, поскольку это будет востребовано. Относительно легко в России можно наладить выпуск различных пластмассовых изделий, которые в представительской продукции занимают значительное место. Страна обладает сырьём (продукты нефтепереработки), с советских времён выпускается оборудование для литья пластмассовых изделий (термопластавтоматы). Разница зарплат в России по сравнению с главным производителем пластмассовых изделий в мире – Китаем – не имеет решающего значения, так как производство в большой степени автоматизировано. 

Одним из способов отрыва от иностранных, в первую очередь, китайских конкурентов, могло бы стать сотрудничество с дизайнерскими компаниями, с помощью которых малые производственные компании могли бы создавать уникальные изделия. 

Единственным негативным фактором данного производства является то, что пластмассовое производство высокотоксично, и утилизация как отходов производства, так и отработанных изделий в промышленном объёме во всём мире является большой проблемой. 

В Петербурге производятся практически все российские ручки для сувенирной отрасли и это, безусловно, колоссальное преимущество для региона. Тут же имеется единственное в стране производство ежедневников. Есть несколько десятков компаний, осуществляющих яркие производственные проекты для рынка сувенирной продукции. При должном внимании и поддержке со стороны городской администрации сувенирная отрасль может получить шансы на успешное и быстрое развитие. 

Сергей Пилатов, президент компании «ИМА-пресс.СПб», председатель Исполкома Координационного совета по рекламе при Межгосударственном совете по антимонопольной политике, председатель Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга:

«Этот рынок – один из тех, где есть реальная потребность в импортозамещении. – Заканчиваются времена, когда 90% сувенирной продукции завозилось из других стран. И сегодня развитие реального производства зависит именно от тех, кто постоянно говорит о необходимости его развития. Если любому государственному ведомству, государственному предприятию будет «рекомендовано» покупать представительскую и презентационную продукцию у отечественных производителей, то российский рынок возрастёт многократно. А значимость собственного производства для любой страны трудно переоценить, а для нашей на современном этапе это становится жизненно важным условием дальнейшего достойного существования».

Руслан Чернобаев, генеральный директор компании FineStreet Media Group и  президент St. Petersburg Design Week:

«Главная ценность импортозамещения – в том, что оно является способом ограничить зависимость от импорта, от валютной составляющей, которая в производстве сувенирной продукции всё ещё велика. Пока у креативного бизнеса отсутствует необходимая бизнес-составляющая, что мешает его развитию. Малым и средним предприятиям надо гораздо активнее искать целевые программы, гранты, а не надеяться на дорогие кредиты и «доброго дядю». А вообще, сувениры нужно делать лучше и дешевле. Если же они изготовлены плохо и дорого, пусть и в России, то зачем такое импортозамещение?». 

Анна Филоненко, председатель Центра общественного контроля:

«Сейчас почти вся рекламно-сувенирная продукция производится за рубежом и она дорожает пропорционально изменению валютного курса. Я считаю, что это не тот товар, цена на который может быть подвержена влиянию извне, и он вполне может производиться на территории нашей страны. 

Активисты нашего центра, проводя мониторинг государственных закупок, в том числе на предмет импортозамещения, регулярно находят среди запросов названия иностранных брендов. Особое место занимает рекламно-сувенирная и, конечно же, канцелярская продукция. Надеюсь, что данная ситуация будет переломлена в ближайшее время, а бюджетные деньги, то есть наши с вами – налогоплательщиков, будут потрачены на развитие отечественных производителей».

Лео Костылев, президент МАПП:

«В России хорошо освоено производство матрёшек и лаковой миниатюры. Однако они являются лишь малой толикой российского традиционного народного творчества – к тому же их покупателями являются только иностранные туристы.  Между тем, к примеру, русские сарафаны, кокошники, косоворотки и подобные изделия могут являться не только объектом производства и потенциально успешных продаж, но и играть немаловажную воспитательную и культурологическую роль. В условиях возвращения традиционных религиозных праздников в России, народные костюмы могли бы стать ещё одним естественным аксессуаром таких торжеств».

У рынка есть свои внутренние проблемы, отмечают участники рынка. Это слабый профессионализм участников, слишком большая концентрация продукции в руках нескольких компаний, слабая структурированность, нечёткие формы отрасли. Однако решение всех этих проблем зависит в основном от самих участников рынка. В 2016 году каких-либо значительных изменений в отрасли не ожидается, полагают эксперты. 

Рынок сувенирной продукции уникален тем, что на нём практически нет обязательных изделий. Подарок имеет право быть любым – нет точных параметров и измерений, материалов изготовления или технических характеристик. Поэтому замена импортных изделий на отечественные аналоги в данном секторе экономики не является сложной. Негативным фактором является тот факт, что рынок зависит от нескольких поставщиков, которые и определяют во многом ассортиментную политику. 

Однако, кроме развития производств, первостепенной задачей является смена психологических ориентиров потребителя с импорта на отечественные изделия. Ведь ни для кого не секрет, что долгие годы всё импортное в России считалось априори более качественным и хорошим, по сравнению с отечественным. Перенастроить этот психологический стереотип необходимо не только для нужд сувенирной отрасли. Это будет полезно и для других отраслей российской экономики. Такая работа может проводиться с помощью выставок, презентаций и иных маркетинговых инструментов продвижения. 

МАПП, в частности, для этих целей проводит Премию «Держава мастеров» для отечественных производителей сувенирной продукции. Ассоциация публикует в своих отраслевых журналах данные об этой продукции и следит в течение года за ходом профессионального соревнования. Поддержка этого или подобных проектов способствовала бы укреплению в сознании потребителей сувенирной продукции позитивного отношения к отечественным сувенирным изделиям.

Партнер