Импортозамещение в транспортной инфраструктуре

 

 

Локомотивом продвижения идеи импортозамещения в части транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге стал Комитет по развитию транспортной инфраструктуры (далее – КРТИ). Системное развитие данного сегмента региональной экономики рассматривалось в рамках VII тематической недели (с 16.11.2015 по 27.11.2015)

К компетенциям КРТИ относятся:

  • строительство метрополитена и реконструкция уже действующих объектов метро;
  • ремонт дорог, мостов, набережных и других объектов транспортной инфраструктуры, в том числе капитальный;
  • строительство новых объектов транспортной инфраструктуры;
  • организация дорожного движения;
  • развитие инфраструктуры для велосипедного движения;
  • стратегическое и текущее планирование развития транспортного комплекса города;
  • развитие единого городского парковочного пространства.

Стратегические цели развития городской транспортной системы состоят в удовлетворении потребностей экономики и общества в конкурентоспособных, высококачественных транспортных услугах. Основные мероприятия, реализуемые Комитетом, предусмотрены госпрограммой «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительством Санкт-Петербурга №552 от 30 июня 2014 года.  

Для реализации задач, поставленных Правительством Санкт-Петербурга перед КРТИ, в общей сложности выделено 47,1 млрд рублей. Из них:

  • 28,7 млрд рублей (60,9%) – расходы по адресной инвестиционной программе;
  • 8,1 млрд рублей (17,2%) – расходы за счёт субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
  • 3,7 млрд рублей (7,8%) – расходы на капитальный ремонт дорог и дорожных сооружений;
  • 3,67 млрд рублей (7,8%) – расходы на прочий ремонт дорог и дорожных сооружений;
  • 1,12 млрд рублей (2,4%) – расходы на содержание дорожных сооружений.

Диаграмма: Финансирование госпрограммы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы»

Источник: Информационно-аналитическая служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга

В ведении КРТИ находятся:

  • Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» (осуществляет разработку региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере транспортного комплекса Санкт-Петербурга);
  • Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» (осуществляет модернизацию объектов транспортной инфраструктуры в части снижения трафика в центре города за счет создания и эксплуатации парковок, а также развития Единого городского парковочного пространства Санкт-Петербурга);
  • Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Мостотрест» (обеспечивает сохранность, долговечность, надежность и безопасность функционирования мостов, тоннелей, путепроводов, подземных и надземных пешеходных переходов, набережных, водопропускных сооружений);
  • Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства» (осуществляет функции заказчика по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе: транспортных магистралей, мостовых переходов, путепроводных развязок и эстакад, транспортных и пешеходных тоннелей, набережных и других объектов городской инфраструктуры);
  • Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция по организации дорожного движения» (осуществляет организацию работ по научно-исследовательским, опытно-конструкторским разработкам, проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и эксплуатации объектов организации дорожного движения).

Учреждения КРТИ в рамках реализации государственных мер поддержки отечественного производителя проводят политику импортозамещения при организации закупок различных видов оборудования, техники и прочей продукции. 

СПб ГБУ «Центр транспортного планирования Санкт-Петербурга» (190031, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 10–12, лит. А, директор Тертерян Рубен Андраникович, тел.: +7 (812) 576 28 88. Адрес электронной почты: info@ctpspb.ru) стремится к использованию в своей работе произведенных в России электрооборудования, хозяйственных, канцелярских и прочих товаров. 

Как отмечается в ответе Р. А. Тертеряна на запрос ЦИЗиЛ от 19 ноября 2015 года, для калибровки государственной информационной системы «Транспортная модель Санкт-Петербурга» используются данные, полученные от измерительных комплексов, работающих на основе микроволнового детектора транспортных потоков RTMS G4 (производство – Канада).

В настоящее время по результатам исследования рынка предложений по аналогичному оборудованию от российских производителей не выявлено.
Стоимость данного оборудования на 2015 год составляет 365,5 тыс. рублей. Гарантийный срок – 2 года. Срок поставки – 20 дней.

В 2014 году объем закупаемой СПб ГБУ «ЦТП» импортной продукции составлял 78,57% (93,57% от общей суммы расходов на закупки, или 1091540,31 рублей) при 21,43% закупленных товаров российского производства (что составило 6,43% от расходов на закупки, или 75 тысяч рублей). В 2015 году перспективы импортозамещения по линии предприятия еще более отдалились: доля закупленного импортного оборудования выросла, составив 91,18% (84,34% от общих расходов предприятия на закупки, или 1166540,31 руб.) при 8,82% приобретенных товаров российского производства (15,66% от общего объема расходов на закупки, или 237987,80 руб.

График: Соотношение импортной и отечественной продукции в закупках СПб ГБУ «ЦТП»

Источник: Информационно-аналитическая служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга

Вместе с тем, в 2016 году запланировано сокращение на приобретение товаров импортного производства. Максимальный срок поставки составляет 20 рабочих дней.

СПб ГУП «Мостотрест» (195279, Санкт-Петербург, Индустриальный проспект, д. 42, исполняющий обязанности директора Бурносов Александр Леонидович, тел.: +7 (812) 577 78 12 канц. 18, Адрес электронной почты: mostotrest@rambler.ru)

Импортозамещение в СПб ГУП «Мостотрест» реализуется при организации закупок различных видов продукции, товаров, оборудования и техники. В целях обеспечения производственных участков средствами малой механизации предприятие изучает рынок российских производителей для дальнейшего приобретения техники, оборудования и инструмента.

Как сообщил в ответе на запрос ЦИЗИЛ 25 ноября 2015 года и. о. директора предприятия А. Л. Бурносов, в рамках реализации программы импортозамещения СПб ГУП «Мостотрест» в 2015 году осуществляет закупки следующих видов продукции отечественного производства:

  • лакокрасочная продукция (грунты, эмали и т. д.);
  • сухие строительные смеси (ремонтные составы для железобетонных конструкций, гидроизоляции швов гранитной облицовки, добавки в бетон и т. д.);
  • насосное оборудование (дренажные насосы, фекальные насосы);
  • гидротехническое оборудование (домкраты);
  • аппарат высокого давления (гидромониторная очистка сооружений с функцией парогенератора);
  • оборудование для транспортировки легких бетонов (растворонасос);
  • кабельная продукция (соединительные муфты, кабели);
  • сварочное оборудование;
  • компрессорное оборудование;
  • оборудование для авторемонтных мастерских (стенд шиномонтажный, стенд развал-схождения);
  • автомобильные аккумуляторы;
  • специальная рабочая одежда и обувь.

Соотношение отечественной и импортной продукции, приобретаемой предприятием, представлено на графике:

Источник: Информационно-аналитическая служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга

В 2014 году объем импортной продукции составил 10,4% от закупок «Мостотреста» (на сумму 15 980 тыс. рублей) при 89,6% закупленной отечественной продукции (на 137 166,3 тыс. рублей). При этом за первые три квартала 2015 года импортная продукция составила 7% (на сумму 7 562 тыс. рублей) от общего объёма закупок при 93% приобретенной отечественной продукции (на 100 466 тыс. рублей).

Среди преимуществ отечественных аналогов перед продукцией иностранного производства глава «Мостотреста» указывает на:

  • стоимость товаров (продукции);
  • наличие товаров (продукции) на складе производителей (поставщиков);
  • быстрые сроки поставки;
  • небольшую стоимость постгарантийного технического обслуживания или ремонта оборудования (техники).

К продукции, не подлежащей импортозамещению, «Мостотрест» отнёс компьютерное оборудование и оргтехнику, а также расходные материалы и запасные части к импортному оборудованию или технике, приобретенной ранее. Причина незаменимости – в отсутствии отечественных аналогов и производителей указанных видов продукции. 

Сроки поставок заказываемой продукции определяются в соответствии с техническим заданием и заключаемыми договорами и могут составлять до 40 рабочих дней. Гарантийные сроки поставляются производителем.

Перспективы импортозамещения в СПб ГУП «Мостотрест» на 2016 год:

  • дальнейшее сокращение доли импортной продукции до 6,5% – 6,8%;
  • поиск новых поставщиков отечественной продукции:
  • средства малой механизации (виброплиты, электроинструмент, бензоинструмент и т. д.);
  • дорожно-строительная техника;
  • электропродукция;
  • светотехническая продукция;
  • средства диспетчеризации и автоматизации.

СПб ГКУ «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» (191144, Санкт-Петербург, Дегтярный пер., д. 11, лит. Б, помещение 1-Н, директор Ермак Елена Валерьевна, тел.: +7 (812) 417 60 00. Адрес электронной почты: info@gcup.spb.ru)

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» при осуществлении закупок ориентируется на продукцию отечественного производства, – сообщает директор Учреждения Е. В. Ермак в ответе на запрос ЦИЗиЛ от 19 ноября 2015 года. В их числе – Государственная информационная система «Единое городское парковочное пространство Санкт-Петербурга», которая обеспечивает функционирование всех элементов пилотной зоны платной парковки. Система является полностью отечественной разработкой, так же, как и периферийное парковочное оборудование, установленное на улично-дорожной сети (паркоматы, датчики занятости парковочных мест, информационные табло, базовые станции). 

Для удовлетворения собственных нужд, а также для нужд Санкт-Петербурга в рамках реализации программы импортозамещения Учреждение также закупает следующие виды товаров отечественного производства:

  • строительные товары (бетон, песок, кирпич, щебень, тротуарная плитка и т. п.);
  • канцелярские товары;
  • хозяйственные товары;
  • различное оборудование: банковские клавиатуры, считыватели банковской карты, видеокамеры, кассы оплаты, валидаторы и т. п.;
  • товары для автомобилей: бензин, дизельное топливо, стеклоомывающая жидкость и т. п.;
  • мебель;
  • средства ГО и защиты от ЧС, средства пожарной безопасности: аптечки, противогазы, респираторы, самоспасатели, огнестойкие накидки и т. п.;
  • полиграфическую продукцию.

Учреждение было образовано 30 декабря 2014 года в результате реорганизации Санкт-Петербургского городского унитарного предприятия «Городской центр автостоянок и гаражей». В 2014 году закупок не осуществлялось, поэтому у Учреждения отсутствует статистика соотношения импортной и отечественной продукции, приобретаемой Учреждением по сравнению с предыдущим годом.

Преимуществами заказываемых отечественных аналогов перед продукцией иностранного производства являются сравнительно меньшая стоимость и наличие запасных деталей отечественного производства.

Объем продукции, не подлежащей импортозамещению, составляет по итогам 11 месяцев 2015 года 22,5% от всего объёма закупок Учреждения. Причиной такого показателя является отсутствие для импортных товаров аналогов отечественного производства. В первую очередь речь идет об офисной технике (компьютеры, печатающие устройства, множительная техника и т. п.). 

Диаграмма: Доля импортной продукции в структуре закупок Санкт-Петербургского городского унитарного предприятия «Городской центр автостоянок и гаражей», не подлежащей замене 

Источник: Информационно-аналитическая служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга

Сроки поставок заказываемой продукции зависят от типа продукции, но в среднем составляют один месяц. Гарантийные сроки поставляемого оборудования (товаров, материалов) зависят исключительно от типа оборудования (товаров, материалов). В среднем гарантийный срок составляет один год.

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга» в 2016 году обещает продолжать политику ориентирования на продукцию отечественного производства, и во всех возможных случаях будет приобретать отечественные товары.

СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» (194044, Санкт-Петербург, Нейшлотский пер., д. 8, директор Морозов Сергей Эдуардович, тел.: +7 (812) 542 71 20. Адрес электронной почты: dts@spbdorogi.ru). 

В процессе реализации проектов по импортозамещению Дирекция достигла следующих результатов: 

  • Производство российского специализированного станка для обточки колесных пар подвижного состава в рамках строительства электродепо и развития метрополитена. Использование продукции отечественного производителя позволило достичь существенной экономии, а также обеспечить загрузкой и долгосрочным контрактом российское предприятие. 
  • Производство в Санкт-Петербурге эскалаторного оборудования. 
  • Разработка, испытание, проведение сертификации и внедрение новых российских геосинтетических и геокомпозитных материалов. 
  • Организация прямого диалога с компаниями-производителями на предмет возможности применения отечественной продукции взамен импортной.

СПб ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения» (192029, Санкт-Петербург, ул. Хрустальная, д. 22, лит. А, Б, директор Мушта Валерий Николаевич, тел.: +7 (812) 323 09 08. Адрес электронной почты: info@gudodd.ru)

В настоящее время на балансе Дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга находится более 1 500 светофорных объектов. Их них в Автоматизированной системе управления дорожным движением Санкт-Петербурга функционирует 771 светофорный объект. Их обслуживание осуществляется преимущественно (671 светофорный объект, или 87%) при помощи АСУДД «Спектр» (производитель – ЗАО «РИПАС СПб», 194156, Санкт-Петербург, пр. Энгельса, д.27, корп. 12В, генеральный директор Корнюкова Светлана Ефимовна, тел/факс +7 (812) 293 25 57. Адрес эл. почты: info@ripas.ru). 

Среди преимуществ отечественной системы – открытый протокол (интеграция), резерв на расширение и применение дорожных контроллеров отечественного производства. Система «Спектр» позволяет отслеживать изменение интенсивности транспортных потоков на улично-дорожной сети города в режиме реального времени, накапливать статистику и проводить анализ и разработку новых адаптивных алгоритмов управления АСУДД. 

Управление 45 светофорными объектами (5,8%), расположенными в основном на Васильевском острове, осуществляется посредством АСУДД «eDaptiva» (производство – Чешская Республика). Основой АСУДД являются дорожные контроллеры. В данной системе применяются чешские изделия, подлежащие замене в рамках программы импортозамещения. В качестве замены будут использоваться дорожные контроллеры «РУКОН» (производитель – ООО «ИнДорСистемс», 107031, г. Москва, ул. Петровка, д. 27, оф. 330). 

Взаимодействие с концерном Siemens (Германия) в части использования АСУДД «Miga Central» на 55 светофорных объектах прекращено. 

В то же время, как отмечает заместитель директора ДОДД по развитию С. И. Зайченков, тревожной является ситуация с системами транспортного видеонаблюдения. В настоящее время на объектах улично-дорожной сети Санкт-Петербурга применяется оборудование фирмы «PELCO» (разработка и производство – США). Американская система, в состав которой входят 50 поворотных камер, на данный момент не подлежит замене по причине отсутствия производства аналогичного оборудования в России. ДОДД ведет поиск производителя с целью замены американской техники отечественным аналогом.  

Основой системы передачи данных АСУДД являются промышленные коммутаторы. Данное оборудование, поставлявшееся китайской фирмой «МОХА», подлежит замене коммутаторами ZES (-2220S-DCR-Ex), ZES (-2211S-DCR-Ex) и трансиверами SFP-G-S1310/20-D (производитель – ООО «НПП «Зелакс», 124681 Москва, г. Зеленоград, ул. Заводская, дом 1 Б, строение 2). 

Детекторы транспорта являются основой системы сбора данных о транспортных потоках и реализации алгоритмов управления существующих АСУДД. В настоящее время на дорожных объектах в Санкт-Петербурге применяются детекторы «Flir» (производитель – США) и Citilog (Франция). Указанное оборудование подлежит замене в рамках программы импортозамещения на детекторы транспорта «Рувидет» (производство – ООО «ИнДорСистемс») и ООО «Эколаваль» (196608, г. Санкт-Петербург, город  Пушкин, бульвар Алексея Толстого, д. 13, кор. 4, лит. Д, генеральный директор Боровиков Александр Геннадьевич, адрес электронной почты: ecolaval@yandex.ru). Следует подчеркнуть высокотехнологичность российского аналога и целесообразность его применения. Вместе с тем продукция ООО «Эколаваль» выпускается на основе применявшейся ранее американской технологии для производства детекторов «Flir». 

Неотъемлемой частью периферийного оборудования АСУДД являются стабилизированные источники питания. В настоящее время на объектах Санкт-Петербурга применяется оборудование фирмы «MeanWell» (КНР). Специалистами ДОДД проведена работа по установлению его российских аналогов. Таковыми признаны блоки питания SKAT-12-3.0 и DIN SKAT-24-2.0 (производитель – ООО «Бастион», 344018, г. Ростов-на-Дону, а/я 7532) и БП60Б-Д4-12, БП60Б-Д4-2 (производитель – ООО «Овен», 111024, г. Москва, 2-я ул. Энтузиастов, д. 5, корп.5). Однако при полном соответствии указанного отечественного оборудования всем необходимым техническим характеристикам его применение признано нецелесообразным по экономическим соображениям. 

Модель графа улично-дорожной сети является базовым элементом при проектировании и создании сервисов, а также существующих и перспективных (создаваемых) элементов интеллектуальных транспортных систем. Применявшееся в этих целях программное обеспечение «LISA+» и «PTV VISSIM» (производство Германия) и «Transyt» (производство  Великобритания) в настоящее время успешно импортозамещается программным обеспечением «Concon» (производство ЗАО «РИПАС СПб») при расширении АСУДД «Спектр». 

В целом по линии КРТИ в рамках реализации программы импортозамещения проводится значительный объём работы. Согласно сообщению заместителя Председателя Комитета А. В. Семчанкова на круглом столе в ЦИЗиЛ 27 ноября 2015 года, на строящихся объектах транспортной инфраструктуры (в частности, на Пулковско-Дунайской развязке и в Репино) будут внедряться доработанные отечественные подъёмные устройства для маломобильных групп населения с большей грузоподъемностью и адаптацией к погодным условиям региона. 

Проводится замена импортного нетканого геосинтетического материала в рамках уже реализуемых проектов и в стадии разработки документации. Специалисты КРТИ отмечают серьёзный прогресс отечественных производителей композиционных материалов в технологической сфере по сравнению с западными аналогичными производствами. Область применения таких материалов постоянно расширяется вследствие их долговечности, низкого веса, экономичности. Композиционные материалы российского производство активно используются при строительстве осветительных опор, очистных сооружений и т.д. КРТИ заявляет о намерении и впредь проводить активную работу по внедрению и продвижению новых российских изделий, производимых из полимеров и композитов.

Принято решение об использовании исключительно отечественных деформационных швов и опорных частей при строительстве продолжения набережной Макарова. Экономия средств бюджета при импортозамещении на данном объекте составит от 20 до 35%. При этом в Санкт-Петербурге организуется полный цикл производства изделий – от механической обработки на предприятии города до финишной сборки и проведения строительно-монтажного контроля.

Рассматриваются вопросы применения отечественных материалов в вопросах берегового укрепления. Прорабатывается вопрос замены материалов и оборудования в рамках реконструкции Тучкова моста, в том числе деформационных швов и опорных частей, оборудования гидросистемы и разводки пролётного мостового строения. Переход на отечественного производителя позволит городу существенно экономить денежные средства: стоимость отечественной опорной части ниже более чем в два раза по сравнению с импортными аналогами.

Значительная работа проведена по вопросам выбора технологических решений и подбора оборудования при строительстве метрополитена. В частности, применение эскалаторного оборудования германского производства ThyssenKrupp при строительстве станции метро «Спортивная-2» продемонстрировало ненадежность названной техники. Вследствие этого потребность использования импортных аналогов совершенно отсутствует. При этом в Санкт-Петербурге налажено производство высококачественного эскалаторного оборудования (в настоящее время КРТИ рассматривает варианты взаимодействия с 7–10 поставщиками ЭО). Оно предполагается к использованию при поставке для нужд метрополитена:

  • 20 эскалаторов высотой подъема более 50 метров;
  • 44 эскалаторов высотой подъема от 6 до 9 метров;
  • 24 пассажирских конвейеров;
  • 14 подъемных устройств для маломобильных групп населения. 

Кроме того, для строительства электродепо «Южное» Комитетом найден уникальный производитель (ООО «ТД «ТехСтрой») станочной техники для замены импортного колесотокарного станка на отечественный. Проведённая Комитетом работа показала, что данный производитель не только не уступает ни по одному технико-эксплуатационному параметру по сравнению с импортными аналогами, но и дешевле их на 80%. Таким образом, экономия бюджетных средств при проведении импортозамещающих мероприятий по электродепо «Южное» может составить до 135 млн рублей. Упомянутая отечественная продукция обязательно будет востребована и при строительстве депо «Красносельское».

При разработке конкурсной документации обязательно включается требование о необходимости использования продукции отечественных производителей преимущественно из Санкт-Петербурга. Случаи же применения импортной продукции рассматриваются индивидуально на технических советах. 

Разработан каталог отечественных производителей, который на данный момент включает около 30 компаний с номенклатурой выпускаемой продукции более 400 позиций. Каталог находится в открытом доступе на официальном сайте Комитета и порталах подведомственных учреждений. Каждый отечественный производитель в соответствии с необходимой производственной специализацией может подать заявку и заполнить форму для включения в Каталог.

В целом по линии технологического оборудования в течение года удалось сократить долю импорта более чем вдвое – от 70% по состоянию на январь к 30% к концу ноября 2015 года.

Вместе с тем в рамках реализации программы по импортозамещению стало очевидно, что на рынке давно существуют и используются новые технологии и продукты, однако существующая нормативная база не успевает за движением научно-технического прогресса. Для этого КРТИ разработано положение по внедрению новых материалов и технологий.

Как отмечал, выступая на круглом столе в ЦИЗиЛ председатель КРТИ С. В. Харлашкин, «импортозамещение – это не лозунг, а серьёзная необходимость и мы, как исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, должны способствовать сотрудничеству и созданию благоприятных условий для отечественных производителей. Но и взамен, конечно, Комитету необходимо получать качественную, высококонкурентную продукцию для реализации поставленных задач».

Стратегический партнер

Генеральный партнер

Партнер

Партнер