Импортозамещение в сфере жилищно-коммунального хозяйства 

 

 

Импортозамещение в сфере жилищно-коммунального хозяйства в Санкт-Петербурге реализуется достаточно активно. Развитие коммунального сектора рассматривалось в рамках XV тематической недели (с 14.12.2015 по 18.12.2015)

Вадим Мизюкин, начальник управления по комплексной уборке и содержанию дорог Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга сообщил, что за последний год доля импортных запчастей в общем объёме закупок, необходимых для поддержания в работоспособном состоянии ранее закупленной зарубежной дорожно-уборочной техники сократилась почти в пять раз. 

В рамках программы импортозамещения существенно сократились объёмы закупок новой импортной техники и механизмов. Так, в 2015 году доля приобретенного импортного оборудования в подведомственных Комитету по благоустройству государственных казенных учреждений составила – 2,7%, а в государственных предприятиях и организациях – 8,5%. Доля зарубежной дорожной техники и оборудования от общего объёма проводимых закупок для города – 11%.

Для реализации плана по импортозамещению в комитете создан Технический совет по вопросам взаимодействия с национальными товаропроизводителями в сфере ЖКХ и транспорта. 

Проанализировав предложения основных российских производителей и поставщиков специализированной техники на внутреннем рынке, комитет еще в начале года представил каталог «Техника и оборудование для уборки улично-дорожной сети, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, в том числе садово-парковых территорий города». 

В каталог вошли многофункциональные коммунально-строительные машины ОАО «Курганмашзавод», многофункциональные комбинированные машины «Липецкого завода малых коммунальных машин», «Тосненского механического завода», техника и навесное оборудование из Смоленска, Арзамаса и других городов России.

Сегодня список предприятий расширился, в том числе, за счёт техники и оборудования, которые производятся на площадках Санкт-Петербурга. Перечень пополнила продукция ООО «МТЗ-сервис», специализирующегося на выпуске гидроподъёмников на базе различных модификаций трактора «Беларус» и ОАО «Автогидроподъемник». Такая техника подходит для нужд садово-паркового хозяйства. 

В каталоге также представлена продукция петербургского Экспериментального завода, выпускающего бетонные блоки, тротуарные и бортовые камни, лотки, разнообразные декоративные элементы, вазоны, облицовочные плиты и многое другое. 

Экспериментальным заводом разработана конструкция тротуарного камня, который может устанавливаться в местах проезда большегрузного автотранспорта. При заводе открыта постоянно действующая выставка «Малые архитектурные формы», на которой демонстрируются образцы декоративных изделий.

Всего в перечень отечественных производителей и поставщиков специализированной техники и оборудования для обеспечения импортозамещения, в настоящее время включено 27 поставщиков, более ста предложений отечественных организаций находятся на рассмотрении.

Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга утверждён также Перечень планируемых к закупке дорожными специализированными предприятиями и организациями техники и оборудования для импортозамещения в 2015 году. 

В соответствии с документом закуплено 12 единиц спецтехники. Это универсальные машины для уборки проезжей части и тротуаров на базе трактора «Беларус» и шасси КАМАЗ, а также универсальный погрузчик. Кроме того, приобретено оборудование для распределения жидких противогололедных материалов и шнекороторное оборудование.

Всего в 2015 году планировалось закупить 189 единиц уборочной техники на 508 млн рублей, в том числе пылесосы на базе КАМАЗ.

В 2014 году доля закупок техники и оборудования отечественной техники составлял 53%. В 2015 году уровень достиг 88% от общего числа. По прогнозам на 2016 год, ожидается 100% замещение техники.

Даграмма: Динамика сокращения закупок импортной техники Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга 

Источник: Информационно-аналитическая служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга

Дорожные предприятия Санкт-Петербурга испытывают потребность для уборки улично-дорожной сети в малогабаритной тротуарной техники, вакуумной подметально-уборочной технике и комбинированной техники для уборки проезжей части.

В 2014 году Комитет закупил 158 импортных автомашин для различных видов техники и 177 отечественных. В 2015 вся закупленная техника (445 единиц) была российского производства. 

Кроме того, с начала 2015 года СПб ГУП «Завод МПБО-2» перешёл на шины отечественного производства, которые не уступают импортным по техническим и эксплуатационным характеристикам. Это позволяет сэкономить бюджетные средства за счёт дешевых российских аналогов.

В 2014 году были заменены импортные металлические мусорные контейнеры на отечественные варианты: тогда Комитет по благоустройству провел конкурс на закупку 153 единиц для городских нужд.

Тем не менее, имеются проблемы в импортозамещении в сфере садово-паркового хозяйства. На данный момент в России отсутствует производство газонокосилок и мини-тракторов, которые соответствуют по техническим параметрам импортным аналогам. Кроме того, в России отсутствует производство луковиц тюльпанов, ежегодная потребность которых составляет 414 тыс. штук.

Стоит отметить, что за счёт импортозамещения оборудования подведомственные организации за первое полугодие 2015 года сэкономили 110 млн рублей бюджетных средств.

Ниже приведены сводные данные, отражающие процесс перехода государственных заказчиков сферы ЖКХ на отечественные товары и услуги:   

  • В 2014 году доля импорта СПб ГУП «Ленсвет» составила 5%, в 2015 году – 1%.
  • Импорт ГУП «ТЭК СПб» в 2014 году – 10%, в 2015 году – 2%. Изменения стоимости расходных материалов: отечественная запорная арматура в 2015 году подорожала на 17%, импортная – на 23%; Уголь ДПК подешевел на 6%; российская поваренная соль подорожала на 22%. 
  • ГУП «Водоканал СПб» сократил долю импорта с 30% до 5%.
  • Для ГУП «ТЭК СПб» также были закуплены отечественные котлы (производство Московская область), заместив немецкие. Кроме того, в Санкт-Петербурге будет открыто производство электросварных муфт. 
  • Закупки Жилищного комитета Петербурга наоборот изменились в пользу импорта. В 2014 году 66% товаров было отечественного производства, в 2015 году этот показатель уменьшился до 54%.

Санкт-Петербургское казенное учреждение «Городская аварийно-восстановительная служба жилищного фонда Санкт-Петербурга» в 2015 году закупили на свои нужды 68% импортного оборудования. Ведомство выделило список необходимой продукции для импортозамещения: бензиновые генераторы, тепловые пушки, аппараты для экстренной разморозки труб, сварочное оборудование, ручной электроинструмент.

СПб ГБУ «Дирекция по управлению объектами государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга» в 2015 году достигло уровня импортозамещения в 98%. В 2014 доля отечественного оборудования и материалов составляла 82%. Незаменяемой продукцией остались: холодильник, электрические бойлеры, газовые и электрические плиты, стиральные машины, дезинфицирующие средства, система оповещения и система охранного телевидения. 

График: Рост доли отечественного оборудования и материалов в закупках СПб ГБУ «Дирекция по управлению объектами государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга» 

Источник: Информационно-аналитическая служба Центра импортозамещения и локализации Санкт-Петербурга

Некоммерческая организация «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» сообщила, что 84% материалов, применяемых при производстве ремонтных работ в рамках реализации краткосрочного плана капитального ремонта – отечественные. Остальные 12% импортных материалов возможно заменить отечественными только отчасти, для остальных 4% импорта – российские аналоги отсутствуют.

Материалы, которые, по данным «Фонда – регионального оператора капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», не заменить: изоляция из каучука для утепления высокотемпературных проводов, датчики контроля для электросетей, материалы для грунтовки и окраски фасадов. 

Частично заменяемые: запорно-регулировочная арматура для сетей теплоснабжения, материалы для фасадных работ, теплоизоляция кровельная (дублированная алюминием).

По словам представителей ООО «МЛМ Невский лифт» и ООО «Санкт-Петербургский Лифтовой Завод» комплектующие для отечественных и белорусских лифтов производятся в различных странах Европы, в том числе и в России, поскольку каждый завод специализируется на конкретных деталях. Представители рынка рассказали, что большее значение имеет, где собирают лифтовую кабину. В Санкт-Петербурге производство комплектующих отсутствует, только сборка лифтов из готовых деталей. При этом эти компании сотрудничают больше с иностранными производителями лифтов. Например, ООО «МЛМ Невский лифт» и ООО «Санкт-Петербургский Лифтовой Завод» сотрудничают с белорусским ОАО «МОГИЛЁВЛИФТМАШ».

На российских заводах преимущественно импортное оборудование для производства лифтов. Из крупных предприятий исключение составляет ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», в котором часть производства работает на советском оборудовании. 

В ООО «МЛМ Невский лифт» так же отметили, что в случае организации производства кабин в Санкт-Петербурге, то, скорее всего, будет закуплено поддержанное импортное оборудование, в силу соотношения цена-качество.

Второе крупное производство лифтов в России – ПАО «Карачаровский механический завод», это дочернее предприятие «Щербинского лифтостроительного завода», где тоже используется импортное оборудование. 

Отечественное производство мусорных контейнеров с успехом заменило импорт из Германии. Однако, как отметили в компании Tara.ru, выпуск российских контейнеров всё равно происходит на импортном, в случае с Tara.ru на итальянском, оборудовании. В качестве ключевой проблемы, тормозящей развитие производства мусорных контейнеров в России, участники рынка называют отсутствие форм для выплавки: европейские формы высокого качества закупать не рентабельно, вкладываться в китайские аналоги нет смысла, поскольку они их качественные характеристики значительно уступают европейским образцам. При этом собственная сырьевая база для производства мусорных контейнеров (полиэтилен низкого давления) в России есть, отмечают эксперты.  

Производитель тепло- и гидроизоляционных материалов «ПЕНОПЛЭКС» отметил, что удалось заменить оборудование для сварки на отечественное. Остальное остается немецким.

В целом, положение дел таково, что в ближайшее время импортозамещения оборудования на предприятиях не ожидается, поскольку большинство предприятий приобрело новое импортное оборудование ещё до ослабления курса рубля. Потребность в новом оборудовании в среднесрочной перспективе может возникнуть только у новых предприятий.

Всё же часть предприятий готова перейти на дешёвые аналоги в оборудовании, но в России их нет, а качество китайских машин не соответствует требованиям российских промышленников.

Что касается техники необходимой для нужд ЖКХ, то российские производители не могут обеспечить собственные мощности всем необходимым, поскольку не готовы запускать новые линии производств, считая, что это не рентабельно.

К сожалению, профильные комитеты и государственные унитарные предприятия жилищно-коммунального сектора, не смотря на курсовую нестабильность, отдают предпочтение импорту. Всё дело в том, что качество большей части импортных товаров и продукции многократно выше российских аналогов.

Партнер