Вопросы-Ответы

 

– При каких условиях отечественный продукт или технология могут стать импортозамещающими?

Когда по совокупности потребительских свойств и цене, определяемых рыночными требованиями, они станут привлекательнее зарубежные аналогов. В этом случае с большой вероятностью потребитель предпочтет приобретать отечественные продукты, а зарубежные аналоги будут постепенно либо вытесняться с российского рынка, либо их доля на рынке существенно сократится.

 

– Что нужно сделать, чтобы совокупность потребительских свойств и цена у отечественного продукта стали привлекательнее зарубежных аналогов?

Необходимо глубоко изучить все известные типы зарубежных аналогов, выявить среди них лучший образец, определить его недостатки и решить задачи по их устранению. В ходе устранения этих недостатков рождается концепция отечественного продукта-лидера, который обладает более привлекательной совокупностью потребительских свойств и ценой, чем выявленный лучший зарубежный аналог.

 

– Что необходимо, чтобы создать концепцию продукта-лидера?

Для этого необходимо:

  • Провести сравнительный анализ всех известных на сегодняшний день аналогов продукта, представленных на рынке, а также в патентных базах стран – ведущих мировых производителей данного типа продукта.
  • Выполнить аналитические исследования (функционально-стоимостной анализ, потоковый анализ, причинно-следственный анализ и др.) по выявлению глубинных ключевых недостатков и противоречий у лучшего зарубежного продукта и сформулировать задачи по их устранению.
  • Используя аналитические процедуры «Методики создания технологических инноваций» по решению ключевых задач и противоречий (функционально-ориентированный поиск, Trimming, Feature Transfer и др.), сформировать концепции продукта, лишенные выявленных недостатков. Выполнить анализ предпочтительности концепций и выбрать лучшую из них.
  • Произвести обоснование возможности и целесообразности создания продукта на основе разработанной концепции продукта-лидера.

 

– Может ли любой отечественный производитель самостоятельно разработать концепцию продукта-лидера?

Для выполнения указанных выше исследований недостаточно быть глубоким специалистом в области разработки и производства рассматриваемого продукта. Для того, чтобы улучшить выявленный в ходе исследований лучший зарубежный аналог, нужно вскрыть его глубинные недостатки, которые лежат, как правило, в области химии, физики, материаловедения и других областях знаний, находящихся за пределами компетенции специалистов в области разработки и производства рассматриваемого продукта.  

Кроме того, очень часто выявленные ключевые задачи уже решены в других предметных областях. Но для того, чтобы найти эти решения, нужно обладать знаниями, умениями и навыками поиска таких решений на основе функционального подхода и последующего решения адаптационных задач по применению найденных решений к данной предметной области.

Для выполнения указанных выше аналитических процедур по выявлению недостатков, постановки задач по их устранению и решению необходимо знание «Методики создания технологических инноваций».

Практика показывает, что качественно и в полном объеме выполнить необходимые исследования и  разработать обоснованную концепцию продукта-лидера могут только специально подготовленные группы специалистов-профессионалов, работающих над проектом в составе единой команды. В состав команды входят маркетологи, аналитики в области создания технологических инноваций, специалисты по решению изобретательских задач, привлекаемые эксперты – ведущие ученые и специалисты в конкретных областях знаний, патентоведы.

Кроме того, для быстрого изучения и анализа больших массивов информации, с которыми приходится сталкиваться в процессе выполнения проектов, а также для общения с привлекаемыми иностранными экспертами члены рабочей группы должны обязательно владеть как минимум английским языком.

 

– Кто может разработать концепцию продукта-лидера?

Инновационно-технологическое бюро импортозамещения (ИТБИ) «Алгорос», выступающее от имени Центра импортозамещения и локализации,   разрабатывает обоснованные концепции инновационных продуктов и технологии (концепции продуктов-лидеров), которые по совокупности потребительских свойств и цене превосходят имеющиеся на рынке и представленные в патентах мировые аналоги.

Все специалисты ИТБИ “Алгорос” профессионально владеют «Методикой создания технологических инноваций», имеют ученые степени, свободный английский язык и многолетний опыт практической работы в области создания инновационных продуктов и технологий для таких ведущих компаний США, Европы, Японии и Южной Кореи, как Procter&Gamble, General Electric, Alcoa, Energizer, Clorox, Colgate-Palmolive, , Intel, Uniliver, Ciba Vision, Chiquita, Tyco Electronics, Mars, Wrigley, PepsiCo, Rich Products, Gillete, Motorolla, , Xerox, Ford,  Owens Illinois, Georgia-Pacific, , Siemens, ABB, Electrolux, BAT, Window Master,Toshiba, Amore Pacific, Doosan и многих других.  

Имеющийся доступ к производственно-лабораторной базе для верификации результатов проектов, в совокупности с располагаемой развитой сетью ведущих российских и иностранных экспертов позволяют в ходе выполнения проектов создавать уникальные продукты и технологии мирового уровня.

Помимо разработки обоснованной концепции продукта-лидера ИТБИ «Алгорос» готово   осуществлять научно-техническую поддержку и авторское сопровождение на всех этапах создания Заказчиком импортозамещающего продукта.

 

– Что делать после того, как будет разработана концепция продукта-лидера?

Очевидно, что для разработки импортозамещающего продукта (ИП) на основе созданной концепции-лидера потребуются новые технологии, оборудование, профессиональные знания и материальные средства, которыми Заказчик на данный момент может и не располагать. В этом случае Заказчику необходима кооперация с другими поставщиками комплектующих как российскими, так и иностранными. Более того, на первых порах более выгодным или единственно возможным может оказаться размещение производства части комплектующих для ИП на иностранных предприятиях, обладающих необходимыми технологическими и производственными возможностями. При этом на отечественном предприятии по началу будет осуществляться производство лишь части необходимых комплектующих, а также окончательная сборка продукта. Однако, даже при такой ситуации выпускаемый продукт будет являться российским, интеллектуальная собственность на него будет принадлежать российскому производителю, который, кроме того, будет получать доход от продажи этого продукта, а налоговые отчисления от производства и продаж ИП будут поступать в российский бюджет. По мере расширения производства и продаж ИП с учетом оценки экономической целесообразности неизбежен процесс постепенного переноса (локализации) производства импортных комплектующих, входящих в состав ИП, в Россию. Тем самым запускается вторичный процесс импортозамещения, в который могут активно вовлекаться отечественные предприятия малого и среднего бизнеса.

Недостаток у Заказчика материальных средств для создания ИП может быть компенсирован государством на основании действующих федеральных и региональных программ по поддержке импортозамещения при соответствующей глубине обоснования целесообразности и необходимости выделения средств.

 

– А что делать с продуктом, который сейчас производит компания? Он далеко не является лидером продаж и имеются реальные проблемы с его реализацией на отечественном рынке, не говоря уже о зарубежных рынках. Можно ли его каким-то образом усовершенствовать без существенных капитальных затрат, чтобы его привлекательность в глазах потребителей повысилась, а продажи на внутреннем рынке увеличились?  

Эта задача также лежит в области импортозамещения, так как в общем случае при сбалансированности рынка любое увеличение продаж отечественного продукта будет приводить к сокращению продаж зарубежных аналогов.

В данной ситуации ставится задача не создания лучшего в мире продукта-лидера в данной области, который практически гарантированно становится победителем на рынке, а об улучшении некоторых важных для части потребителей свойств имеющегося продукта, то есть о создании улучшенного продукта. После создания такого улучшенного по выделенным  отдельным свойствам продукта его привлекательность для заинтересованной в этих свойствах рыночной ниши повышается. Следовательно, будут повышаться и продажи улучшенного  продукта.

Порядок и последовательность работы по созданию обоснованной концепции улучшенного продукта остаются такими же, как и в случае создания концепции продукта-лидера.

Главное отличие заключается в том, что за базовую систему для улучшения берется имеющийся у Заказчика продукт, а не выявленный в ходе сравнительного анализа лучший зарубежный продукт.

 

– Мы полагаем, что продукт, который мы предполагаем разработать, будет востребован на рынке. Как мы можем убедиться в том, что наши ожидания верны?

Для того, чтобы убедиться в том, что ваш продукт будет востребован на рынке необходимо сравнить его потребительские свойства с известными аналогами. Для этого необходимо провести сравнительный анализ (Benchmarking) всех известных на сегодняшний день в мире аналогов продукта, представленных на рынке.

 

– Какой первый шаг необходимо сделать, чтобы приступить к созданию импортозамещающего продукта?

Необходимо обратиться в Центр импортозамещения и локализации в ИТБИ «Алгорос»

Партнер